1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Вторник, 31 октября 2017

Семья - поистине высокое творенье!

Статья из опыта работы по проекту «Родословная».

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведённых социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Всё чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, её исторического прошлого и перспектив развития.

Не случайно теперь объединены, такие, казалось бы, разные понятия как «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.

В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющих существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.

В современных семьях существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как возросшей занятостью родителей, дедушек и бабушек на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Эти обстоятельства обуславливают актуальность формирования у дошкольников представлений о семье.

Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создаётся семейная история, которую принято называть родословной. » В нашей групперазработан проект «Родословная» Поскольку этот проект, подразумевал совместную деятельность детей и родителей, мы подготовили, материал для родителей по ознакомлению с задачами и основными понятиями о родословной и связанными с этой темой, терминами. В индивидуальных беседах с родителями воспитанников мы обратили внимание на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребёнка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших традиций своих предков.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, о сочувствии и помощи им. Если у ребёнка целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врождённые потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом.

Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребёнок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

Компонент интеллектуального развития предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как явлении общественной жизни; составе семьи, об отношении родства, истории семьи в контексте развития страны; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

Начиная работу в этом направлении, мы включили две большие темы, предполагающие глубокое раскрытие этой проблемы: запланирована тема: «Моя страна, мой город, моя семья», «Наши папы, наши мамы, история моей семьи».

Благодаря итогам диагностики, были выявлены у детей наиболее слабые стороны знаний: это имя и отчества родителей, бабушек и дедушек, понятие, что такое традиции семьи, неуверенная ориентация в назначениях слов, обозначающих родство внутри семьи, слабый интерес к профессиональной деятельности родителей, низкий уровень представлений, что такое семья и родословная.

Поэтому в первоначально запланированную тему «Наши папы, наши мамы» мы включили раздел: «История моей семьи», что позволит полнее познакомить детей с понятиями, связанными с семьёй, родословной, вызвать у детей интерес к истории своих семей, истории фамилий, к понятиям внутри семейных связей.

Работая над темой «Моя страна, мой город, моя семья» при поддержке родителей,мы выучим домашний адрес, дети усвоят знания, в каких домах они проживают (материал из которого построен дом, этажность). Запланированы беседы «Я – человек», «Моя семья», «Образ моей семьи», «Герб моей семьи», «Мой домашний питомец», «Мой дом» , чтение и драматизация русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

На протяжении всего учебного года мы планируем сюжетно-ролевые игры на тему «Семья», а также игры косвенно связанные с этой темой, Также сюжетно-дидактические игры (например:«К нам пришли гости», «К нам приехала бабушка», «Мы собираемся в театр» и т. д.), что позволит на игровых примерах закрепить в сознании детей, что нужно проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, выполнять установленные нормы поведения).

В свободное время в рамках формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу с детьми запланированы беседы, чтение художественная литература, где детям расскажем об их правах и обязанностях, о конвенции прав защиты ребёнка, об истории страны и роли их прадедушек, прабабушек, дедушек, бабушек, родителей в контексте истории родной страны.

Большое внимание должно уделяться знакомству детей с различными профессиями, и особенно с профессиями их родителей. В этом вопросе детям будет задано домашнее задание: узнать о профессии родителей и в чём она заключается. Широко использовалась дидактическая игра: «Профессии».

Во второй половине учебного года запланировано несколько выставок творческих работ родителей и детей: «Наши папы – защитники Отечества», «Самая любимая мамочка моя», «Самая хорошая бабушка моя».

Выставки творческих работ будут проведены во время прохождения темы: «Наши папы, наши мамы, история моей семьи» и будут приурочены к двум большим праздникам: «День Защитника Отечества» и «Международный женский день 8 марта».

К праздникам День защитника Отечества и Международный день 8 марта с детьми будут приготовлены для родителей подарки, проведены комплексное интегрированное занятие «День Защитника Отечества» и утренник «Мамин день».

Во время прохождения темы «История моей семьи» запланированы занятия «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Интересный случай из жизни твоей семьи», «Дорогая наша бабушка», «Что в имени твоём» (познавательно-исследовательская деятельность), «Портрет моей семьи». Объяснить сложные понятия родословная, обычаи, родственные связи помогло использование модели семьи, отнесённой в прошлое. Так как у народов России издавна существовала традиция: знать историю своей семьи, своей родословной, уважение к предкам.

В рамках нашего проекта «Родословная» мы будем привлекать родителей к участию в творческом конкурсе «Герб моей семьи». На просьбу поделиться своим семейным опытом откликнулась семья Левиных («День рождение – это классно» о проведении семейных праздников), («Мы всё делаем вместе» о проведении совместного досуга с детьми). Семья Левиных участвовала во Всероссийском конкурсе семей «Семья – хранительница традиций»,за развитие и пропаганду семейных ценностей, формирование позитивного имиджа семьи. И была награждена почетной грамотой Думы города Ессентуки.

В конце года запланирован творческий конкурс «Родословная моей семьи», предложенный выполнить родителям вместе с ребёнком.

Мы выбрали эту тему проекта так как актуальность ее очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Родословная – ряд поколений, происходящих от одного предка. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства!

Подготовила воспитатель Морозова И.А.

Просмотров: 244 раз