1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Четверг, 25 октября 2018

«Музыкальное развитие детей в семье»

Мы часто слышим, что музыкальное развитие очень важно для детей. Но это
вовсе не значит, что из ребенка нужно делать великого музыканта. Речь
немного о другом. Ребенок должен уметь слушать и понимать музыку, а еще
очень важно научиться получать истинное удовольствие от ее
прослушивания. Кстати, поспешим успокоить тех родителей, которые
уверены, что их ребенку слух не дан от рождения. На самом деле, и это уже
неоднократно доказано, музыкальный слух – качество не врожденное, а
приобретенное. И самое лучшее время для его развития — от рождения до
трех лет.
Что дает музыкальное развитие детям?
«А для чего оно надо – музыкальное развитие? Главное, чтобы ребенок был
полноценным: ходил, разговаривал, читал, писал. », – так могут подумать
некоторые, далекие от музыки, люди. Но, на самом же деле, музыкальное
развитие очень важно для целостного формирования личности ребенка. При
этом в маленьком человеке воспитываются не только моральные качества, но
и совершенствуются физиологические. Все это становится возможным
потому, что во время прослушивания музыки происходит развитие и
укрепление центральной нервной системы, а также мышечного аппарата.
Кроме того, происходит развитие координации и мелкой моторики. У детей,
родители которых уделяли музыкальному воспитанию достаточно времени,
намного лучше развито художественное мышление и чувство прекрасного.
Музыкальное развитие детей. Когда и с чего начинать?
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания
ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому
родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что
этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.
Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют
успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке,
сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны
знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в
семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой
собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех
предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными
задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и
музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В
одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии
музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме
звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители,
понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка,
стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей,
даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом
практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству
развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную
«легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители
безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных
видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество,
музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно
занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в
музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и
ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные
способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может
слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и
качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись) .
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на
музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен
усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует
профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные
инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, дудочка). Родители могут
обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать
мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь
игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за
исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети
могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш,
ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь
колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано,
детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в
основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.
Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без
какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание.
Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование
позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать
основы музыкальной культуры.

Подготовила музыкальный руководитель Лебедева Н.Э.

Просмотров: 11 раз